Сказки Вепсского леса вепсские сказки вепсские народные сказки прочитать вепсские народные сказки

Автор: igor
Опубликовано: 4411 дней назад (28 марта 2012)
Блог: Газета
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Сказки Вепсского лесаНародные истории о колдунах, леших, колдуньях и т.п.
Знай наших! онлайн математика метод Демарш знай наши! онлайн кулясов бегишево | ОДЕЖДА/ОБУВЬ/АКСЕССУАРЫ адрес в нововятске магазинов одежда для детей по низким ценам магазины детской одежды в нововятске обувь в нововятске
igor # 20 апреля 2012 в 19:58 0
С детства помню два рассказа мамы, связанные с историями о колдунах и лесовиках в наших краях. Интересно то, что люди, про которых рассказывалось в этих историях, жили или до сих пор живут в нашем посёлке Шархиничи, и я их прекрасно знаю. Вот одна из историй.

Как-то раз, пошли мальчишки (фамилии теперь уже взрослых людей я приводить сейчас не стану, чтобы чего-нибудь не напутать) в соседнюю деревню к бабушке в гости попить молока. К вечеру вернулся домой один из них. Когда родители стали расспрашивать его, где же Саша, он ответил: "Мы возвращались уже домой, но Саша сказал, что вернется еще к бабушке, попить молока…"
Когда стало ясно, что ребёнок потерялся, организовали его поиск всем посёлком, несколько дней прочесывали все окрестные леса - безрезультатно. Решили обратиться к бабке-гадалке.
Та сказала: "Кто-то из близких родственников должен пойти на Старошархинские росстани и там, сделав из щепочек три креста, установить их на прямо на перекрёстке дорог. Но помните - что бы ни происходило по пути, ни в коем случае нельзя оглядываться, если хотите, чтобы ребёнок нашелся живым!"

Идти вызвался отец мальчика - дядя Павел. С его слов: "Когда я шел к росстаням, поднялся такой ветер, шум, вой!… И слышу - сын зовёт: "Папа! Папа! Папа!" Едва не оглянулся. На росстанях зубами расщепил веточки, сделал кресты и установил, как бабка велела. И только я установил эти кресты - всё стихло, только слышу, как птицы поют…"

На следующее утро за своим огородом, на краю леса, Сашу увидела одна из поселковых женщин: "Вышла выгонять корову в стадо. Гляжу - у края леса стоит Саша! Я его тихонечко подзываю, боюсь, что убежит. Взяла за ручку и привела домой…"

Когда мальчика дома стали расспрашивать, как же он заблудился, вот что он рассказал:
- Когда я возвращался от бабушки, у ручья мне встретилась черная корова. Она не пускала меня. Я испугался и отбежал в лес. А в лесу мне встретился дедушка. Он взял меня за руку, и мы пошли с ним. Мы ходили с ним по лесу, ели ягоды, пили из ручья. Спали мы под деревом…
- Неужели ты никого не видел, ведь столько людей тебя искали?
- Видел. Но дедушка не велел мне отзываться. Он закрывал мне рот рукой…
- Как же ты вышел к посёлку?
- Дедушка привел меня и сказал: "Иди…"

Вот такая история. Может у кого тоже есть такие - поделитесь!
igor # 6 июля 2012 в 14:09 0
Вот еще из книги Ольги Бутановой "Расскажи мне, Свирь", где профессионально оформлено в виде рассказа:

У одной женщины арестовали мужа. Его арестовали ночью, как водилось в те далекие времена, – подъехав на черной машине без света фар в тишине деревенской улицы. Но еще до того, как скрипнуло крыльцо и затопали, та женщина поняла, что ордер на арест выписан в их дом, потому что дворовый пес Трезор залаял громче других собак в округе.

Итак, Степана арестовали, а он, чтобы утешить свою жену, сказал ей, что скоро вернется – дескать, вины за мной нет, совесть чиста, народная власть справедлива и разберется, кто тут враг, а кто нет. Снял с гвоздя свою фуражку и вышел под конвоем.
А Зинаида, так звали женщину, всю ночь проплакала и места себе не находила, даже не в силах была прибраться в доме после обыска, а когда утром с опухшим лицом отправилась все-таки на работу, то шла с опущенной головой, чтобы не встречаться ни с кем глазами. Но прошел и день, и два, и три, и никто ей ничего не говорил, хотя смотрели односельчане испуганно; и то сказать, арест мужа дело серьезное, ну а что касается самой Зинаиды, так ведь она простая уборщица, какой с нее спрос. К тому же месяца через три после того, как забрали Степана, Зинаида по вечерам вообще перестала выходить из дома – накормит детей, проверит уроки – и спать. Можно сказать, все прежние знакомства оборвала.
А только примечает соседка, не спит Зинаида по ночам. Все с кем-то переговаривается за стенкой, негромко так, деловито, вполголоса. Будто обсуждает какие-то житейские дела. При этом то половица тихонько скрипнет, то ведро в сенях брякнет. И соседке это совсем даже не безразлично – не потому, что любопытство берет, а потому, что жалко Зинаиду, которая ей, между прочим, дальняя родственница. Как-то раз, заслышав в очередной раз голоса за стенкой, Елизавета (соседка) не выдержала и, накинув поверх ночной рубашки доху, осторожно выбралась на крыльцо со своей стороны дома. Дошла до калитки, перегнулась через плетень и пытается разобрать, что там у Зинаиды. Только ничего не видно, зато слышно, как в густом туманном воздухе скрипит колодезный ворот, шуршат по песку чьи-то шаги и едва слышно стукает щеколда. И пес Трезор не лает, а только слабо позванивает цепью и дружелюбно так поскуливает.
Утром, завидев вывешенное во дворе белье, Елизавета постучалась к Зинаиде и без лишних предисловий спросила, не тяжело ли той по ночам с ведрами ворочаться да у корыта стоять. «Ой, Лизонька, тяжело, – отвечает Зинаида, – да ведь теперь мне снова Степан помогает. Он уж неделя как начал нас навещать – охранник-то в изоляторе оказался из местных, разрешает ему тайком уходить домой, вот он из райцентра туда-сюда на лесовозах и мотается. Бледный такой, исхудавший, на лице синяки и кровоподтеки, даже обуви на нем никакой, единственные сапоги, и те отобрали».
Ой, что ты такое говоришь, не верит своим ушам Лизавета и начинает как-то растерянно озираться по сторонам. И видит у самой двери на гвоздике служебную фуражку Зинаидиного супруга. Он работал в лесном хозяйстве егерем.
А та перехватывает ее взгляд и поясняет – мол, только фуражку Степану почему-то оставили, он ее вчера здесь и забыл. Уж очень по деткам скучает, все стоял у их кроваток, по волосикам гладил, а потом заплакал и ушел не попрощавшись. Ты только, попросила Лизу Зинаида, о Степане-то никому не сказывай, а то его опять арестуют и уж тогда никакие знакомые охранники не помогут.
Родственница ушла, а вскоре стала уговаривать Зинаиду сходить за речку Оять к одинокой и древней гадалке. Спроси, говорит, ее, что ждет Степана. Все-таки в заключении сидит.
Баба Нюра достала из сундука завернутую в тряпицу книгу и узелок с камушками, наложила на книгу ладонь и долго шептала разные непонятные слова, а камушки высыпала на скатерку, они оказались старыми, уже сморщенными бобами, и пересчитала. Потом опять пошептала и стала складывать фигуру – пять бобов в голову, четыре на сердце и восемь в ноги, да вдруг застыла с непроницаемым лицом и как заворчит: «Не знаю, не знаю, зачем ты только ко мне и явилась. Говори
igor # 15 сентября 2012 в 19:14 0
Говорить про твоего Степана нечего, и дальше я гадать не буду, а ты уходи».
Зинаида от неожиданности и отчаяния в слезы: как же так, бабушка Нюра, он мне законный муж, и я ему жена, и дети у нас малые, девочка и мальчик. А бабка сгребла корявыми руками бобы, сунула обратно в мешочек, перекрестилась и давай Зинаиду за порог выпроваживать: «Ступай, милая, не будет тебе никакого гадания, сама обо всем узнаешь. А если не узнаешь, то стало быть, и знать тебе того не надобно».
Так, всхлипывая и шумно сморкаясь, Зинаида от бабки и ушла, а только добрые люди надоумили купить в хозяйственной лавке свечек и сходить в разрушенную церковь помолиться.
Она послушалась, и когда в одиночестве пробиралась по бурьяну к старой деревенской церкви, то дважды споткнулась о какие-то железяки и торчащие из земли камни, упала и больно, в кровь, досадила коленку, но все равно вошла в развалины, нашла там алтарное место, запалила свечу и долго молилась, прося у Бога благодати для страждущего своего супруга Степана. Вообще-то она молиться не умела, так что слова пришлось сочинять на ходу и попутно еще каяться в том, что несколько лет назад вместе с другими зеваками ходила сюда смотреть, как с купола храма сбрасывали крест. Зато обратно шла уже почти успокоившись, на камни больше не натыкалась и даже к своему удивлению обнаружила, что идет по узенькой, кем-то протоптанной тропинке.
Вечером она легла спать и старалась заснуть, но лишь выглянула из-за туч луна, все пошло по кругу. Снова едва слышно скрипнула входная дверь, вскинулся и лег на цепи Трезор, и в дом вошел муж. Он ничего не сказал, поглядел на спящих детей, взял с крюка возле печки веревку, какой связывают охапки дров и вышел обратно на двор. Зинаида лежала, вслушиваясь в легкое перекатывание поленьев в поленнице, потом шуршание задетых в сенях веников, и вот опять в дверях Степан, и лунный свет как раз падает на его лицо, но он переступает в сторону и скрывается за кухонной занавеской.
И там раздается грохот – это с плеч на пол падает вязанка. Степан свалил дрова, и получилось шумно, а совсем не так, как в прошлые разы, когда складывал чурки в закуток ровно мягкие валенки. Тут же вышел из-за занавески, шагнул к двери, на мгновение замер. Потом обернулся и произнес: «Я ведь только хотел, чтоб мы были вместе». Снял с гвоздя фуражку, нахлобучил на голову, согнулся под притолокой и исчез. И дверь так громко хлопнула и еще долго качалась и скрипела на петлях. Больше Степан не приходил.
Спустя годы Зинаида Авдеевна, уже совсем седая женщина, получит казенный конверт со штемпелем, из которого достанет белый листок. Она прочтет этот листок и узнает, что решением областного трибунала ее муж был приговорен к расстрелу, и приговор был приведен в исполнение, а тело закопано на Левашовской пустоши под городом Ленинградом в холодном месяце ноябре тысяча девятьсот тридцать седьмого года четвертого числа – ровно за день до начала ее истории. Той истории, которой так и не сумела найти объяснения и которую с замиранием сердца помнила всю жизнь.
igor # 17 сентября 2012 в 23:08 0
Интереснов обсуждение п Подпорожской группе:
http://vkontakte.ru/topic-2760396_6600663

Посмотрите!
igor # 6 декабря 2012 в 15:58 0
Прошу прощения, не доглядел. Для просмотра надо вступить в группу.
viktorij # 17 декабря 2012 в 04:15 0
Век 21, год 2009, осень. Еду на такси в Карельскую деревушку, к знахарке за своим интересом .Разговорились с таксистом, не молодой, солидный дядька охотно поддержал беседу. Посетовала я ему ,что не бабушка с Божьим словом мне нужна и не вериться, что уж прямо так за твердую денежную еденицу она помочь способна, или конечно они у царя небесного лицензии приобретают, или там процент ему идет, вообщем не суть .Пожаловалась я ,что ни как ведьму наити не могу, повымерли у нас качественные .И тут мужчина изложил мне такую быличку дней современных, да наполном серьезе, даже не знала смеяться или верить. Недалече от Тервенич, есть полузаброшенная деревушечка. Народу в которой всего три двора, (жаль название не уточнила) и жила там бабка до не давнего времени, что худые дела творила. Служили ей 12 чертей ,помогали исправно людям пакости творить, болезни насылать да со свету сживать. Задумала ведьма ,что то такое этакое,( правда точно незнаю, можно до фантазировать) что слуги ее верные, организовали ей путешествие в один конец -прямиком в ад через печную трубу. Где собственно говоря, тело несчастной было найдено и путем разбора печной кладки извлечено. Опаздала я чуть-чуть, улетела моя ведьма и нормальный ,здравомыслящий мужик-таксист закончив рассказ перекрестился .... По моему комментарии излишне ,по-этому поводу есть замечательный труд историка Б Рыбакова" От язычества до Руси" мы ни когда не отойдем от нашей первобытной ,темной культуры, всегда будем верить подобным быличкам.
viktorij # 27 декабря 2012 в 15:24 0
Сказка ,не сказка, опять быличка скорей всего. Если сочтете что не по теме, уважаемые участники форума, сделайте мне замечание- приму достойно. Из личных заметок история. Вообщето, я для себя собираю и записываю "быльки", бесконечно сопоставляя язычество и христианство, привлекая научные обьяснения, но увы мне не хватает образования, что бы все четко проанализировать.
Живу я в обычной частной деревяшке, алкоголь не употребляю ,наркотой не балуюсь, с психикой тоже все в порядке ,стала в друг наблюдать кошечка по дому бегает, средних размеров, черная раз увидела думала померещилось, мало ли игра света и тени, усталость ,проблемы со зрением ,ни чего не обьяснимого небывает. Нет тут то было, вижу кошку и все, пробежится и исчезнет, или сядет на пороге кухонном и сидит, взгляд отведешь -повернешься она пропадет .Стало страшновато, задумалась о здоровье своем "крыша, может подтекать стала" пора с визитом к психиатaру. Рассказала домочадцам, и что вы думаете ее все видят, включая маленького ребенка .Ведь как известно" с ума по одиночке сходят это только гриппом все вместе болеют". Переворошила свои скудные фольклорные знания и все поняла, само как то пришло, опять же первобытный инсктинт подсказал, стала кормить кошку молоком да сахаром, за печь блюдца ставить с едой. Прекратила она ходить почти сразу. Домовой шалил ,забыли про него давно вот и напомнил о себе в классическом образе черной кошки. Он еще печь топил :странно так было, слышно как дрова трещат, котел гудит, а на самом деле нет ничего. Еще по идеи, надо было ему подношение сделать, в виде дохлой сороки или старого лаптя, но этих предметов у меня в обиходе не оказалось. Удивило меня в этой истории абсолюнтно все, но на что я хочу особенно обратить внимание, ведь в данной ситуации я повела себя не адекватно, в разрез с наукой, ведь не пошла к врачу: не к психиатору, не к окулисту, не обратилась к религии: не стала молиться, ставить свечи, беседовать со священиком, а как дикарка стала умасливать создание, существование которого не доказанно. Кто я после этого? Дремучая язычница с родовыми корнями из вепской деревни Надпоржье да и только.....
zoja # 1 января 2013 в 20:36 0
Хотите верьте, хотите нет, а в моем доме домовушка точно живет. И если на ночь посуду не помоешь, будет ложками бренчать до утра!
dmitrij # 2 февраля 2013 в 13:52 0
"...если на ночь посуду не помоешь..."
ekaterin # 17 февраля 2013 в 03:45 0
А у моих друзей в конюшне тоже домовой! Он выбрал себе лошадку (из 6 голов только одну) и каждую ночь заплетает ей косички из гривы! Причем таким сложным плетением!!!
doktor # 21 марта 2013 в 02:18 0
В конце декабря следующего года в издательстве АСТ должна появиться книга, фантастический роман где главным действующим местом будет наша деревня Шамокша. (Ши Мокши)

Не знаю точных подробностей, но название деревни,( а точнее древней северной реки неподалёку от городов предков Алаборга и Альдейгьюборга - что соответсвует действительности (Олонец, Оять и Старая Ладога) ) будет обыгрываться как место культа древней бессмертной расы Ши (фей), живущих у воды и поклоняющихся воде и древнему Озеру и их философии Мокша (которая до сих пор существует в Индии, куда по преданиям ушли все древние расы после насильственного крещения Руси)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Мокша

Река Оять тоже будет упомянута как Ять ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Ять ) - Основа праславсянской цивилизации.
igor # 24 марта 2013 в 00:30 0
Рассказ жителей п. Шархиничи Зофии Эдвардовны Ивановой и Павла Геннадьевича Иванова.