|
Тем не менее, полагает политик, "Россия за последние десять лет перестала говорить подчиненным голосом на мировой арене, уже несколько лет назад она заявила, что у нее есть некий предел, дальше которого ее уже нельзя двигать". "Произошло определенное восстановление чести и достоинства России как субъекта международных отношений. Начало также формироваться внутреннее согласие по поводу национальных интересов. Самое страшное, когда нация атомизирована, когда она не может найти согласие ни по одному вопросу прошлого, настоящего и будущего, когда представители нации стоят друг против друга и кричат "распни", вот тогда посторонние силы всегда вступают в игру и толкают государство в ту сторону, в какую им нужно, чтобы оно упало. Сейчас, когда мы на себе начинаем ощущать последствия кризиса, я чувствую, что намечается консенсус, согласие по некоторым вопросам наших национальных интересов", – сказала Нарочницкая. "Нам необходима национальная консолидация, чтобы была нация, а не народонаселение, чтобы мы были живым преемственным организмом с целями, ценностями, духом, мировоззрением, общими представлениями о добре и зле, с общими историческими переживаниями. Ясно, что в такой огромной многоукладной стране с такой протяженностью территорий и расстояниями между центрами потребления и центрами производства, с таким разным климатом, необходим сильный каркас государства, то, что сейчас называют вертикалью власти. Главное, чтобы это не сдерживало любую гражданскую инициативу, иначе это может привести к застою", – предупредила она.
"Сейчас много спорят о том, что такое русская национальная идея. Для того чтобы оценить свои возможности, для того чтобы быть готовым выстоять перед политическими, экономическими, финансовыми, климатическими, нравственными, духовными, межцивилизационными, межэтническими вызовами современности русский народ, безусловно, должен понимать, что его должна двигать в мировой истории русская национальная идея. Для меня это не программа, состоящая из пунктов, предназначенных для прокламаций. Даже Бердяев не смог этой программы выделить, хотя и написал об этом целую книжку. Русская идея – это модернизационный проект, который несет за собой всю преемственность нашей культуры, нашей цивилизации. Это понимание того, что именно православная вера в свое время дала смысл исторической жизни каждому человеку личный, государственный, национальный и исторический", – отметила политик. Именно, православная вера, по ее мнению, подтолкнула русского человека к расширению территории, к ее освоению, к развитию и т.д. Русский народ обладал исторической энергией, внутренним неосознаваемым миссионерским чувством. "Другой вопрос, обладает ли русский народ этой энергией сейчас?" – вопрошает Нарочницкая. Русские выжили, по ее словам, потому что у них была готовность к самопожертвованию. "Самопожертвование, а не инстинкт самосохранения или инстинкт размножения, способствует выживанию нации", – уверяет она.
По мнению историка, у России есть уникальный интеллектуальный и духовный потенциал, опыт исторических исканий, позволяющий ей предложить миру идею справедливого мироустройства, которая никогда не была реализована. Россия может предложить идеал справедливого мира на земле в соответствии с заповедями Божиими. Наталия Нарочницкая также объяснила, чем отличается русский от россиянина, и почему государство и Отечество – это не синонимы. Ее речь постоянно прерывали аплодисментами.
Затем она ответила на вопросы собравшихся. Отвечая на вопрос о природе кризиса, Нарочницкая сказала, что кризис носит закономерный характер, хотя некоторые силы и поспособствовали его наступлению. По ее мнению, кризис является следствием отсутствия золотого стандарта, что привело к накачиванию финансовых пузырей, увеличению необеспеченных денежных знаков, виртуализации экономики. Кризис, по ее словам, был неизбежен.
|