Идентификация страны
25.05.2010, 93 (2611)
Встречаясь на прошлой неделе с правозащитниками Северного Кавказа, Дмитрий Медведев, в частности, заговорил о необходимости создания «полноценной российской идентичности, которая бы включала в себя все наши народы»: «Задача именно в том, чтобы создать новую российскую идентичность. Если мы ее не сможем создать, то тогда судьба нашей страны очень печальна».
С одной стороны, понятно локальное измерение этой задачи: необходимо избежать этнической вражды, противопоставления народов — а такие риски сильнее всего сейчас именно на Северном Кавказе, они являются частью проблем, мешающих нормальному развитию региона. С другой стороны, речь идет о судьбе всей страны и термин «новая российская идентичность» вполне может претендовать на глобальное значение сродни пресловутой «национальной идее».
Социальная идентичность — это осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Президент говорит о коллективной самоидентификации россиян как нации, о национальной идентичности. Кризис национальной идентичности испытывают многие страны, например Франция, в которой усилился конфликт между коренным населением и потомками иммигрантов из мусульманских стран. Что касается России, то у нас целый комплекс проблем самоидентификации, вызванный как наследием СССР, так и последствиями его распада, сменой экономической модели, кризисами и т. п.
Дмитрию Медведеву не нравятся, например, «широко распространенные в обществе патерналистские настроения <...> безынициативность, <...> взяточничество, воровство, умственная и душевная лень, пьянство…» (из статьи «Россия, вперед!»). Ему хочется построить «настоящую Россию — современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда» (из послания Федеральному собранию 2009 г.).
Разговоры о национальной идентичности, историческая рефлексия — это все приятно, но нужно, чтобы они подкреплялись политикой.
Продолжение в следующем посте...